От 3 до 6
лет
Муниципальные
дошкольные учреждения
В 3 года
наступает возраст зачисления в муниципальные детские сады, причем граница
возрастов проходит по празднику Ханука (ориентировочно в декабре) – то есть
дети, кому исполняется 3 года до декабря, получают место чуть раньше –
остальным приходится ждать еще год.
Поступление
в муниципальный детский сад гарантировано законом, но обязательно только в
последний год перед школой. В данном случае вообще все строго регламентировано.
Запись производится
в конце зимы - начале весны, тогда родители выбирают, в светский или
религиозный сад отдать ребенка. Распределение происходит летом с учетом
пожелания родителей и с привязкой к району проживания. Группы формируются в
составе до 35 человек и распределяются по возрастам: тром-тромхова (3-4 года),
тромхова (4-5 лет), ганхова (5-6 лет), причем зачастую тром и ганхова
составляют одну группу. Вместимость одной группы - до 35 детей на 2
воспитателей.
Детские сады
работают с 7-30 утра до 14 часов дня, в пятницу с 7-30 до 13 часов. Они
закрываются на все праздники, а также на летние каникулы с июля по август.
Стоимость такого сада – 75 шекелей в месяц.
Для работающих родителей есть опция
продленки, или цаарона, до 17 часов с обедом и дополнительными занятиями в
смешанной разновозрастной группе. За цаарон приходится доплачивать 800-900
шекелей ежемесячно (кстати, при определенном уровне дохода в конце года можно
получить частичный возврат его стоимости) – зато сюда включена стоимость
кайтаны (лагеря дневного пребывания), которая работает тогда, когда детские
сады закрыты на праздники (особенно на РошаШана и Песах из-за 3- недельных
каникул), и в эти дни дети принимаются с утра на полный день. Летняя кайтана (на
июль), увы, не включена в эту цену – стоимость ее сравнима со стоимостью
частных детских садов. В августе она не работает совсем, чем создает трудности
работающим родителям.
В муниципальных
садах не предусмотрено ни питание, ни дневной сон. Каждое утро ребята приносят
в рюкзаках контейнер с бутербродом, фруктом и бутылку с водой – это и есть их
рацион.
В течение
дня воспитанников вовлекают в развивающие игры, мастерят поделки, проводят
занятия спортом, музыкой, читают книги, рассказывают о традициях. В ганхове
занимаются подготовкой к школе: обучают письму, чтению и счету. Каждую пятницу
проводится церемония встречи Шаббата. Раз в несколько месяцев в сопровождении
родителей-добровольцев организуются экскурсии, а иногда в самом саду приглашенными
артистами проводятся представления и мини-концерты. Примерно раз в месяц
ребятам дарят книги в рамках программы «Сифрият пижама» (пижамная библиотека).
А два-три раза в год, на Хануку, в честь окончания учебного года и на день
семьи, устраивается праздник, куда приглашают родителей.
Частные дошкольные
учреждения
Частные
детские сады также имеют место в этой возрастной категории – но в связи с
большой разницей в стоимости в сравнении с муниципальными они мало популярны.
Как правило, их предпочитают родители, которые придерживаются особого подхода в
воспитании детей – например, вальдфордской системы образования.Зато частные
детские сады при киббуцах, которым нет альтернативы, славятся своим чутким
отношением к детям.
А вот
частные продленки и лагери дневного пребывания – распространенная практика. Продленки,
например, работают зачастую дольше (до 18-00), предлагают более разнообразную
программу дополнительных занятий – и все это за примерно ту же плату, около
1000 шекелей в месяц. А среди лагерей дневного пребывания есть единицы,
работающие в августе.
Особенности
воспитания, мнение профессионала
Рики,
воспитательница муниципального детского сада в г. Нетания, которая уже более 9
лет работает в сфере дошкольного образования, делится принципами, которые она
применяет в своей практике:
«Дети в этом
возрасте жаждут находиться в эпицентре событий, и мы поддерживаем их в этом
стремлении, пытаясь максимально разнообразить их повседневную жизнь.
Система
воспитания базируется прежде всего на расстановке границ дозволенного в
сочетании с созданием теплой и дружелюбной обстановки для развития таких
качеств, как самостоятельность, ответственность, последовательность, уважение к
ближнему и умение слушать. Особое внимание уделяется формированию жизненных
навыков воспитанников, преимущественно умению противостоять трудностям и находить
решение в случае конфликта.
В саду не
существует понятие «наказания». Спорные ситуации тщательно разбираются и
обсуждаются с детьми для достижения взаимопонимания. Таким образом, к школьным
годам ребята уже владеют хорошими коммуникативными навыками.»
Комментариев нет:
Отправить комментарий