воскресенье, 23 февраля 2014 г.

Начать нужно с иврита!

Многие обращаются ко мне в социальные сети с разными вопросами о репатриации. Что ж, здесь в публикациях я поделюсь своей точкой зрения на самые распространенные темы, касающиеся алии. 
И сегодня о САМОМ ГЛАВНОМ.

С чего же стоит начинать репатриацию? Со сбора документов, выбора города для проживания, исследования рынка занятости? А вот и нет. Начать нужно с иврита!!!

Иврит - это ваше все в Израиле, это ключ от многих дверей, без которого вам не под силу прорваться. Не стоит надеяться, будто за 5 месяцев в местном ульпане вы в совершенстве освоите новый язык. Не мечтайте о языковой среде - ее тут нет, если только вы не едете в киббуц и вам с ним очень повезет в плане отсутствия русскоговорящих. Не надейтесь, что сможете устроиться по специальности, пускай вы даже опытный ай тишник, и все вам вешают лапшу, что вашего идеального совдеповского английского для этого хватит - по факту ВСЕ собеседования с отделом кадров походят исключительно на ИВРИТЕ за небольшим исключением.

Начинать учить иврит нужно в то же мгновение, как у вас появилось серьезное намерение совершить алию. Нехватка времени, отсутствие ульпанов в вашем городе (это при наличии-то интернета???) - это все отговорки и исключительно ваша лень, которая 300 раз вам аукнется на Земле Обетованной.
В идеале сходить с трапа в Бен Гурионе нужно с хорошей грамматической базой и примитивным разговорным ивритом. И таки да, это вполне реально - я утверждаю это исходя из личного опыта.

Иврит я изучала в группе интенсив в питерском Сохнуте. За 3 месяца (занятия 4 раза в неделю по 4 академических часа в маленькой группе) мы освоили курс алеф по градации Иерусалимского университета (что равно примерно 2/3 курса алеф израильских ульпанов). Я жила, дышала ивритом, чуть ли не спала с учебниками в обнимку, а карточки со словами были разбросаны по всей квартире. И в результате после 7 часов проведенных в мисрад апним в аэропорту я, к собственному удивлению, заговорила с водителем такси, который вез мою семью в нашу первую точку приземления. Бытовой иврит на тот момент я понимала с напрягом, но это был отличный старт!
Затем был нетанийский ульпан, куда меня засунули доучиваться 2 месяца в уже сформировавшуюся группу. И к слову сказать, ульпан крайне невысокого уровня, и мне там было скучно - словарный запас превышал средний по группе, говорила я быстро, и единственное, что пошло мне на пользу - это грамматика, освоение которой я не успела завершить в Питере. Итоговый экзамен с результатом гимель 95 =).

Только при всех моих успехах, это оказалось цветочками, когда спустя пол года после репатриации меня взяли на должность пкиды в ивритоязычную хевру. Первые 2 недели голова готова была взорваться от обилия новых слов, я понимала, дай Б-г, 50% того, что мне говорили, а каждый разговор по телефону был настоящим испытанием. С работы я уходила со списком новых слов, и вечерами на диване отчаянно зубрила их.
На данном этапе есть темы, на которые я говорю практически свободно - но с сильным акцентом и большим количеством ошибок. Но тем, обсуждение которых вызывает у меня трудности, гораздо больше. Изучение иврита - это бесконечный процесс расширения словарного запаса. И если вы не сделаете это своим девизом, то лишите себя многих перспектив, обрекая застрять на некоторой ступени, которую на тот момент займете.

И еще несколько тезисов из личного опыта, не вдаваясь в подробности:
- Говорите. Говорите, говорите, говорите. Приставайте к каждому, кто готов выслушать вас и ответить. Ошибки будут, много, вас будут не понимать, переспрашивать, поправлять, улыбаться. Но без разговорной практики иврита не будет никакого.
- Умейте обходиться тем словарным запасом, что у вас есть. Рано или поздно вы попадете в компанию, где иврит будет единственным понятным всем языком.
- Оставьте стремления найти первую работу, где не нужен иврит. С большой долей вероятности, вы там и застрянете, потеряв те навыки в языке, которые приобрели.
- Верьте в себя! Дерзайте! Будьте смелее! Пока вы сами не убедите себя в том, что вашего иврита (какой бы он ни был) достаточно для того или иного начинания, никто в это не поверит!

15 комментариев:

  1. Не знаю... нам очень повезло с преподавательницей в ульпане. все, что у меня сейчас есть (это про иврит) - все из ульпана. остальное нарощенное мясо так сказать.. так что вовсе не обязательно ехать с готовым языком. но плюс несомненно.
    Ну и вообще. я бы оставила попытку овладеть ивритом на уровне местных. я четко осознаю, что никогда я не буду участвоватьв беседе с местными так, как я участвую с рускоязычными. иврит для работы. точка. ну а для работы он быстро выучится.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В нетанийском ульпане я знаю двух сильных преподавателей и еще пару неплохих. Но директор ульпана очевидно не заинтересована в повышении уровня.
      На уровне местных иврит, несомненно, не будет. Но вторым свободным языком стать может.
      Иврит только для работы? А банк, у которого можно выторговать хорошие условия только мастерски владея ивритом (не говоря уже о понимании всех процессов и операций, которые совершают с вашим счетом)? А родительские собрания в школах, где учителя говорят на высоком иврите? А слушать и понимать новости по радио?

      Удалить
  2. Новости по радио уже даже на русском не слушают! не знаю, как учителя, но воспитатели в садиках говорят на обычном иврите. хорошие условия в банках можно выторговать любым ивритом. здесь как раз не иврит нужен, а наглость.
    Да не, я ж не говрою, что иврит тут не нужен! Нужен! Но не во главе угла! сначала специальность, а потом иврит! потому как и я, и ты знаешь несколько примеров, когда человек без иврита вообще устраивался на хорошую работу с кучей ништяков! но этот человек был специалистом в какой-нибудь там отрасли.
    Поэтому я бы призывала начать не с иврита, а с профессии!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Увы, примеров вот такой мазали у меня в разы меньше, чем примеров специалистов, которым отказывают, услыша их иврит(.
      Профессия - тоже супер-важная вещь. Но я рассматриваю ситуацию, когда человек уже принял решение о репатриации вне зависимости от имеющихся навыков. И если он планирует уехать в течение полу года, то ему придется как-то устраиваться с той профессией, что у него есть - освоить новую в такой короткий срок - анриал. Или же, если позволит материальное положение, получать новую специальность тут.
      В садиках да, все гораздо проще. В школе учителя тянут учеников вверх, призывают их говорить на более высоком иврите - и так же общаются с родителями на собраниях.
      А новости по радио - ну не знаю. Я каждое утро в машине слушаю радио, и меня напрягает тот факт, что я понимаю примерно половину того, что говорит диктор(.

      Удалить
    2. За полгода можно пройти какой-нибудь курс программирования! или курс макияжа (кому чего ближе! :)).
      А репатриироваться вне зависимости от навыков по-моему большая глупость. ну только если не по медицинским проблемам.

      Удалить
    3. Теории может и можно начитаться за пол года - но специалистом ты не станешь. А без опыта ты мало кому нужен.
      А я стремлюсь быть лояльной в таких вопросах. Причины репатриации могут быть разные...

      Удалить
    4. про опыт работы: опять же спасает наглость! не надо никому говорить, что ты новичок! все знаем, все умеем.
      Причины репатриации само собой могут быть разные. Но глупые причины не перестанут быть глупыми хоть при какой твоей лояльности! Нет, дело даже не в глупых причинах, а в необдуманности последствий!

      Удалить
    5. Понятное дело, что умеем все).
      Но в технических специальность недостаток опыта всплывает на первом же собеседовании.

      Глупо репатриироваться, не собрав информацию о стране, куда едешь, и ее особенностях. У информационно подкованного человека глупых причин не будет.

      Удалить
    6. Вот! нужна информация! честная и без розовых соплей. нам в свое время тетя мужнина пела про свою безграничную любовь к Израилю! и что банковская система-то тут самая надежная, и что живут-то они у моря в своей выкупленной квартире, и что программисты-то тут зашибают! короче только приезжайте и ловите ништяки!
      а на поверку: на банковский процент не купишь буханку хлеба, квартиры дорогущие, как жизнь моя, программисты, чтобы заработать, должны жить на работе...
      я за честность. а честность такова: профессия! хорошая, техническая, востребованная! иврит приложится. а профессия - нет.

      Удалить
  3. Нет, Мария, не так. Без иврита не возьмут вообще никуда в нормальную работу, коммуникативный иврит по любому нужен. Единичные случаи безграничного мазаля не в счет. С другой стороны с одним ивритом без профессии тоже никуда не пойдешь кроме всякой ерунды. Ну и россказни о том, что тут деньги растут на пальмах и делать ничего не надо - бред конечно. Тут тяжелая работа и доргущая жизнь. Очень мало развлечений и на выходнэ все закрыто. Страна маленькая, а активная жизнь зажата на пятачке возле Тель-Авива.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. да кто ж спорит, что иврит важен! но! сколько бы вы там не учили иврит, тут его будет недостаточно! поэтому ставку надо делать не на иврит. вот. я ж не говорю, что нафик он нужен этот иврит вообще.. (хотя нафик, а?)

      Удалить
    2. В Канаде - точно нафиг :)))

      Удалить
    3. А ты уже в Канаду нацелился?

      Удалить
    4. Ну откуда такие выводы, вот скажи?

      Был вопрос - нафиг нужен иврит. Ну я и ответил, что в Канаде он без надобности совершенно точно :)

      Удалить